Георгий Рюриков ([info]barson) wrote,
@ 2009-05-28 12:34:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Наука

Зачем и кому нужна фундаментальная наука?
кросспост в [info]carians

В последнее время всё чаще и чаще приходится сталкиваться с дискуссиями о ценности фундаментальной науки.
Активно муссируется поддерживаемая некоторыми СМИ идея о том, что «чистая» наука совершенно незаслуженно пользуется поддержкой государства и только паразитирует на обществе. «Чистой» науке противопоставляется наука «прикладная», достижения которой непосредственно используются человечеством.

В самом деле, с точки зрения обывателя ценность многих исследований, относящихся к фундаментальной науке, является как минимум сомнительной. Какой резон, скажите на милость, тратить деньги налогоплательщиков, скажем, на изучение структуры усиков каких-нибудь глубоководных рачков? Ответить на этот вопрос действительно непросто. Один из ответов будет, по-видимому, заключаться в том, что любая «практическая» разработка так или иначе опирается на базовые научные знания, о практической применимости которых никто не мог и помыслить на протяжении десятков, а то и сотен лет. Только длительное и кропотливое собирание «бесполезных» данных даёт возможность в конце концов делать серьёзные научные обобщения, от которых, в свою очередь, можно опять спуститься к частным, но уже имеющим прикладное значение разработкам. К примеру, Д. И. Менделеев объединил в своём периодическом законе 63 известных в то время элемента, для многих из которых ни о каком практическом значении говорить на тот момент не приходилось. Опыты Луиджи Гальвани и Алессандро Вольта от начала активного применения электричества в быту и промышленности отделяет более ста лет, — а в их время, в конце восемнадцатого века, открытые ими явления для любого обывателя представлялись не более чем забавным курьёзом.

В 1676 году Антони ван Левенгук направил в Лондонское Королевское общество письмо с описанием своих наблюдений, сделанных с помощью очень сильных увеличительных стёкол. Левенгук вошёл в историю как человек, впервые увидевший микробов и показавший их человечеству. Но даже в научном мире к его работам вначале отнеслись довольно прохладно. Сам Левенгук писал: "В своих наблюдениях я провел времени больше, чем некоторые думают. Однако занимался ими с наслаждением и не заботился о болтовне тех, кто об этом так шумит: «Зачем затрачивать столько труда, какая от него польза?», но я пишу не для таких, а только для любителей знаний".

Действительно, какая могла быть польза от открытий Левенгука, если работы Пастера и Коха, стоявших у истоков учения о микроорганизмах как о возбудителях заболеваний, вышли в свет лишь двести лет спустя? В течение этих двухсот лет учёными велась плодотворная работа по изучению жизнедеятельности и по систематизации различных микроорганизмов, будущее прикладное значение которой стало очевидным лишь потом. Но до этого отношение любого «практически мыслящего» человека к изучению микроорганизмов вряд ли можно было выразить иначе, как словами героини Серафимы Бирман из фильма «Обыкновенный человек»: «Он, конечно, молод и хорош собой, но не всегда же он будет находить эти микробы. Ведь они такие маленькие! Мне соседка рассказывала: у них даже ножек нет. Когда они рождаются, их даже собственная мама не видит!».

Попытки осмеяния исследований, объекты которых отличаются тем, что у них «нет ножек», как у микробов, или что они маленькие и несъедобные, как мушки-дрозофилы, — явление весьма распространённое. Но, возможно, впервые в истории нашей страны целенаправленно формируется пренебрежительное отношение к фундаментальной науке как таковой.

Действительно, сильная фундаментальная наука по карману не всякой стране. Она, как многими справедливо отмечается, довольно дорого обходится и не приносит прямого дохода. Особенность достижений именно фундаментальной науки заключается в том, что они автоматически становятся достоянием всего человечества, скрывать их от кого-то бесполезно и бессмысленно, — крупицы нового научного знания имеют ценность, только будучи влитыми в общий «котёл». Это означает, что расходы на фундаментальную науку являются некой «благотворительностью» в мировом масштабе. Это не отменяет их важности для человечества в целом, но может вызывать некоторые осложнения при финансировании на уровне отдельного государства. Для государства вклад в науку, сделанный его гражданами, — не прибыльная, а лишь сугубо «статусная» вещь. Это, впрочем, касается не только науки, а и многих других областей — от искусства до военной мощи.

Однако из нападающих на науку в России никто не говорит «наша страна недостаточно богата, чтобы финансировать фундаментальные исследования». Ибо всем известно, что страна богата, но те, кто распоряжается этими деньгами, видят им иное применение. Вместо этого в умы граждан внедряется мысль, что исследования, не имеющие немедленного и непосредственного практического выхода, измеримого в рублях (или другой валюте), вообще не имеют никакой ценности. Несмотря на очевидную нелепость такой позиции, с ней приходится сталкиваться всё чаще и чаще.

Спору нет, наука в России нуждается в реформировании. Критерии для определения того, какие именно исследования стоит финансировать — штука довольно сложная. В настоящий момент значительная часть действительно интересных в научном плане работ делается «на коленке» исследователями-энтузиастами, в то время как «бизнесмены от науки» получают деньги, умело манипулируя в заявках на получение грантов «нужными» словами и фразами. Пока принятие решений остаётся за чиновниками, решающую роль для которых имеет присутствие в работе таких «волшебных» слов, как «нанотехнологии» или «стволовые клетки», ситуация в лучшую сторону вряд ли изменится.

Говорить о ненужности исследований, не имеющих собственного прикладного значения, — всё равно, что требовать вырезать из натянутого каната все участки, которых не коснётся нога канатоходца. Ведь он не опирается непосредственно на них! Но для того, чтобы канатоходец смог пройти по канату, канат обязательно должен быть непрерывным и целым. Крепостная стена защитит жителей города от обстрела только лишь будучи прочной и целой, хоть и не каждый её кирпичик примет на себя удар пушечного ядра. Так и в научном знании переход к важным обобщениям возможен лишь тогда, когда оно являет собой целостный массив, а не набор разрозненных фрагментов. Поэтому и ценность научного исследования в большинстве случаев определяется не его самостоятельной, «оторванной» полезностью, а тем местом, которое оно занимает в здании наших знаний о природе.




(10 comments) - (Post a new comment)


[info]illarionovanata
2009-05-28 08:59 am UTC (link)
Это ты сам написал?

(Reply to this) (Thread)


[info]barson
2009-05-28 09:00 am UTC (link)
Да, а что?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]illarionovanata
2009-05-28 09:04 am UTC (link)
Столько букАв.. и слова какие-то длинные...

(Reply to this) (Parent)

Зачем и кому нужна фундаментальная наука?
[info]suslik_n
2009-05-28 11:04 am UTC (link)
Поскольку невозможно определить наперёд значимость любого открытия, придётся либо оплачивать всё подряд, либо не оплачивать ничего. Либо - как сейчас - выборочно и с сомнительным результатом.

(Reply to this) (Thread)

Re: Зачем и кому нужна фундаментальная наука?
[info]barson
2009-05-28 11:23 am UTC (link)
Просто значение может быть практическим, а может быть научным.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Зачем и кому нужна фундаментальная наука?
[info]suslik_n
2009-05-28 01:28 pm UTC (link)
Согласна. И оба варианта имеют свою ценность.

(Reply to this) (Parent)

асилила
[info]chiton
2009-05-28 11:26 am UTC (link)
что это тебя пробило??

(Reply to this) (Thread)

Re: асилила
[info]barson
2009-05-28 11:30 am UTC (link)
Я вот сейчас как ещё что-нибудь напишу... :-D

(Reply to this) (Parent)


[info]himerik
2009-05-30 09:30 am UTC (link)
Все это слишком очевидно, чтобы быть бесспорным. Как сказал Вовенарг, "еще немного здравомыслия и от глубокой мысли ничего не останется". Известно, чтобы что-то найти, нужно что-то искать. Может, Левенгук и был искателем, и видимо, весьма целеустремленным, во всяком случае он был далек от безыдейного копания в "материале". Если оставить в стороне исследования прикладного характера, то это не значит, что у нас останется "чистая наука" ибо она восходит к истинным проблемам и к нашему представлению о мире, а не к оправданиям доступных нам методик исследования. фундаментальная наука занимается фунд. вопросами, а не всем, что просто лишено практического применения. Проблема в том, что порой какое-то маленькое исследование так далеко еще от них, что к его теоретическому обоснованию относятся очень формально. Когда исчследование разрастается - уже не до него. По-моему реальный критерий критерий успешности научного исследования - не решение каких-то проблем, а обнаружение в исследуемом материале логизируемой структуры. Как только уровень значимости спускает штаны ниже сотой, мы кричим ура! и об'являем, что жизнь удалась. Ну да - это кирпичик, но только без цемента. Очень часто они просто сваливаются в кучу, которую грешно обзывать зданием науки. В отличие от гуманитарных наук, а также физики и математики, требование точной постановки эксперимента в биологии редко позволяют делать уверенные выводы из сопоставления независимых работ. Как правило, это лишь основания для собственной работы. Поэтому эффект накопления здесь слаб. Биологу ближе его собственный об'ект, чем коллега. Правда, работают, обычно группами, однако часто их настигает участь островных популяций. Какой отсюда вывод? Чистая наука тоже не всегда чиста, она тоже руководствуется частными, пусть и бескорыстными интересами. Безыдейность делает безгласным и в беспомощьности неприкладной науки есть доля справедливости.

(Reply to this)


[info]zewgma
2009-06-18 10:07 am UTC (link)
Я тоже периодически думаю на эту тему... Тут такое: с одной стороны, есть кучка людей, которым просто НРАВИТСЯ заниматься исследованиями, они получают от этого удовольствие. Но большинство людей получает удовольствие от другого (потребления разного, отношений, искусства в крайнем случае), и общество строится под них. Но ведь и у исследователей от природы есть какие-то материальные потребности, а немедленного коммерческого эффекта их работа, действительно, не приносит, а государство их финансирует по остаточному принципу... Не все выдерживают. Тут, наверное, один выход - эксплуатировать финансы тех людей, кто тоже в душе исследователь, но воли не хватило в этом остаться, предлагать им лекции, экскурсии, журналы, экспедиции, распределенные вычисления... в конце концов, профинансировать 1% такого-то исследования или сколько может, со всякой славой и почетом... Главное, чтоб средства шли на поддержку ученых, а не только, к примеру, журналистов из "Вокруг света". И воспитывать в людях, если можно таким образом увеличить процент таких интересующихся, простую и непрактичную любознательность :)

(Reply to this)


(10 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…