?

Log in

No account? Create an account
April 2019   01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

***
— Да, Гленда, я уже говорил тебе, — думаю, что уверен, — за обедом на следующий день Джеффри был не очень разговорчив.
Большой Зал начинал уже пустеть, ученики потихоньку расходились, а Джеффри всё ещё ковырялся в своей тарелке.
— Но ты же видел его только мельком?
— Я никогда больше не видел таких котлов. Он был такой... чуть более пузатый, что ли, чем обычные. И посередине он был опоясан такой двойной жёлтой полосочкой... Но я же уже рассказывал тебе!
— Да, да… Понимаешь, мне кажется... ну, то ли я видела когда-то такой котёл... или, может, читала... Джеффри, нужно посоветоваться хоть с кем-нибудь!
— Не хочу проблем. Я и так чуть не остался вовсе без котла, вдруг с новым что-нибудь случится…
— Но что, если Лофтурсон...
— Нет.
— Ну как хочешь. Ладно, идём тогда? Попробуешь сейчас свой новый котёл...
— Да, надо наверх ещё успеть зайти…
В подземелье, где находилась лаборатория зельеварения, было особенно холодно и сыро. Из класса тянуло сквозняком, — там было открыто окно, так как профессор Мертваго обычно попадала туда именно через него.
Гленда с Элейной Медоуз нагнали Джеффри перед самым входом в класс зельеварения.
— Что ты не заходишь, Джеффри?
Джеффри стоял у самого входа в класс и рассматривал картину, висящую напротив. Не говоря ни слова, он взглядом указал на неё Гленде.
— Мы же эту картину сто раз видели! Это Карадок Отверженный, я даже запомнила...
Старикашка в длинной мантии землистого цвета, изображённый на картине, помешивал в котле зелье, отсвечивавшее бледно-лиловым. Видимо, услышав своё имя, он недовольно обернулся на полсекунды, и снова принялся за своё дело.
— Пойдём, Джеффри, тут дует! — девочки зябко кутались в свои мантии.
Джеффри не шелохнулся и продолжал смотреть на картину. Гленда ещё раз бросила на неё мимолётный взгляд, и вдруг глаза её расширились, и она, как и Джеффри, принялась пристально разглядывать её. Потом перевела взгляд на Джеффри.
— Ну вы что, идёмте уже! — потянула их Элейна.
— Ты иди, мы сейчас, — ответила Гленда.
— Ах, ах, ах! — Элейна игриво подмигнула Гленде и скрылась в классе.
Гленда с Джеффри снова переглянулись.
Котёл на очаге у Карадока Отверженного был слегка грушевидной формы, расширенный книзу, и посередине на нём были нарисованы две тоненькие жёлтые полосочки.


Что может быть проще, чем задачи по генетике? Если, конечно, понимать, как их решать. К сожалению, за словом «понимаю» слишком часто стоит привычка совершать какие-то псевдомагические действия, совершенно не вникая в их смысл. К такого рода псевдомагическим действиям относится рисование так называемой решётки Пеннета — замечательный лайфхак, делающий решение многих задач простым и наглядным. Одна беда — если «разрешать» решётке решать задачу за тебя, последствия могут быть непредсказуемыми. Там же как — надо что-то такое нарисовать, а потом просто пересчитать нужные клеточки. Я помню, когда я учился в первом классе, мы пользовались счётными палочками. Это чтобы посчитать что-нибудь. Дают тебе пример: сколько будет 3+3? Берёшь такой, отсчитываешь: раз, два, три палочки. Потом добавляешь к ним ещё: раз, два, три палочки. И пересчитываешь, сколько получилось: раз, два, три, четыре, пять, шесть палочек. Хотя во втором классе так делать уже как-то неприлично. Почему же в генетике это делают и в одиннадцатом, пальцем пересчитывая нарисованные клеточки? Самое простое и неприятное, что при этом может произойти — можно просто ошибиться при таком пересчёте. Если клеточек много, да ещё и нарисована решётка не очень аккуратно, люди ошибаются очень часто. Получил неправильный ответ — и не знаешь, что он неправильный. Обидно.



Какова на самом деле логика, которую использует решётка? Например, на приведённой картинке, которая есть в каждом учебнике и иллюстрирует вывод третьего закона Менделя. Каким образом можно узнать, какова будет частота в потомстве двух родителей-дигетерозигот (AaBb x AaBb) генотипа aabb (зелёные морщинистые семена)? Для того, чтобы получился потомок aabb нужно, чтобы гамета ab встретилась с гаметой ab. Каждый из четырёх типов гамет у каждого родителя равновероятен, и вероятность эта составляет 1/4. То есть с вероятностью 1/4 появляется «нужная» яйцеклетка, и в 1/4 из них нам «повезёт» и со сперматозоидом тоже. Вероятность такого совпадения составляет 1/16, это и есть частота генотипа aabb. Так вычисляется вероятность каждого из вариантов встречи гамет, то есть каждой клеточки в решётке. «Озвучивая» для себя эту логику, мы следуем очень хорошему правилу — цифры в ответе всегда должны быть результатом вычислений, а не магических действий. Если мы получаем «на выходе» цифры, значит, у нас были какие-то цифры «на входе». Кстати, расщепление, получаемое в третьем законе Менделя (9:3:3:1), элементарно выводится и без рисования решётки. Логика здесь такая. Признаки у нас независимы, это значит, что среди жёлтых семян такой же процент морщинистых, как и среди зелёных, и как и среди всех семян. И наоборот: среди морщинистых такой же процент жёлтых, как и среди гладких, и как и среди всех. Для вычисления долей по каждому признаку в отдельности мучиться не надо: их предсказывает второй закон Менделя (3:1). Ведь если мы рассматриваем только цвет, то имеем деле со скрещиванием Аа х Аа. А если только форму, то Bb х Bb. Итак, например, зелёных семян у нас четверть. Морщинистых семян тоже четверть. Сколько зелёных морщинистых? Если зелёных четверть, то четверть из них морщинистые, это даёт 1/16. Сколько жёлтых гладких? Жёлтых 3/4, гладких из них тоже 3/4, это даёт 3/4*3/4=9/16. Жёлтых у нас 3/4, из них морщинистых 1/4, то есть 3/4*1/4=3/16. Ну и зелёных 1/4, из них гладких 3/4, это даёт 1/4*3/4=3/16. И никакого пересчитывания клеточек пальцами.

Вычисления, которые «производит» решётка, более громоздкие. Решётка «вычисляет» вероятность каждой клеточки, потом клеточки с совпадающими результатами складываются. Но если честно проговаривать про себя все вычисления, то ошибки не будет. Начинаются эти вычисления с «входных» данных, что вероятности всех гамет равны 1/4 (то есть «все строки одинаковой высоты, и столбцы одинаковой ширины). Но если, скажем, взять задачу на сцепленное наследование с кроссинговером, то вероятности гамет будут различны. Например, скрещиваем дигетерозиготных родителей (AaBb x AaBb). Гены сцеплены, пусть у обеих особей доминантные гены находятся в одной хромосоме, рецессивные — в другой. Кроссинговер 20%. Это означает, что у каждого из родителей появляется четыре типа гамет: AB 40%, ab 40%, Ab 10%, aB 10%. Эти цифры и придётся использовать, вычисляя вероятность каждой клеточки в решётке. Но у нарисованной на бумаге решётки площадь каждой клеточки одинакова, и это может сбивать с толку. Но если понимать, что делаешь, и почему делаешь именно так, то всё будет хорошо.



***
Когда все заснули, Джеффри и Гленда снова встретились в гостиной, и, стараясь как можно меньше шуметь, выскользнули в коридор. Ходить по замку первокурсникам после девяти вечера было запрещено, надо было очень постараться не столкнуться с кем-нибудь из преподавателей.
— Куда, Джеффри?
— На восьмой этаж!
— По северной лестнице?
— Нет, давай лучше тут!
— Темно как… погоди.
Гленда достала палочку и, держа её перед собой, произнесла:
— Люмос!
Кончик палочки засветился маленьким огонёчком.
— Можешь не так ярко сделать?
— Нет, не умею!
Так, перешёптываясь, озираясь по сторонам и осторожно выглядывая из-за каждого угла, они добрались до того самого коридора, где Джеффри был вечером.
— Кажется, здесь, — прошептал Джеффри. — Я вот эту картину запомнил, — добавил он, показав на портрет Варнавы Спятившего. — Прямо напротив была дверь.
— И где она? — спросила Гленда, поднеся палочку. Огонёк осветил серый ноздреватый камень, из которого была сложена стена.
— Погоди, где-то тут она должна быть. Давай-ка пройдём немного вперёд.
Но дверь как сквозь землю провалилась. Они прошли по коридору туда-сюда уже несколько раз, и Джеффри загрустил.
— Ну вот, что же это такое… Не могло же мне всё это показаться. Неужели я так и остался без котла?
— Слушай, может, это всё-таки не то место?
— Да то, вроде, точно...
— Но мы уже третий раз здесь... ой, Джеффри, смотри!

...

Posted on 2018.11.21 at 16:12
Tags: , ,
Склад Российско-Монгольской экспедиции в Улан-Баторе. Бывают такие места, где совершаешь шаг в пространстве, а кажется, что во времени. Где понимаешь, что отсутствие одновременности в пространстве — не странная особенность теории Эйнштейна, а совершенно ощутимая реальность.




Завтра!

Posted on 2018.11.13 at 17:19
Tags: , ,



ГМО. Страшная сказка для непослушных детей, зараза двадцать первого века, ужас и спасение человечества. Что заставляет производителей писать на этикетках «не содержит ГМО»? Что думают покупатели? Что думают учёные-генетики? Что на самом деле стоит за этим словом из трёх букв, что мы об этом знаем, и какие выводы можем сделать из этого знания? И, наконец, почему разные люди делают настолько разные выводы, и никак не могут договориться друг с другом?

Лектор: Георгий Рюриков, выпускник биологического факультета МГУ, сотрудник института проблем экологии и эволюции РАН.

***
Встреча пройдёт в среду 14 ноября, в 19:30, в антикафе Кочерга. Оплата участия — по тарифам антикафе: 2,5 руб./минута. Регистрация: https://kocherga.timepad.ru/event/851010


***
После окончания занятий Джеффри не спешил возвращаться в замок. Гленда была поглощена беседой с профессором Лонгботтомом, а Джеффри отстал от них и сделал небольшой крюк. Нежаркое солнце ласково поглаживало своими лучами траву и опавшие листья, земля источала прелый, немного пряный запах. Было по-осеннему тихо.

Голова Джеффри была занята пропавшим котлом. От завтрашнего урока зельеварения уже почти ничто не отделяло, он настойчиво маячил на горизонте и неотвратимо приближался. Ничего нет глупее, чем думать о какой-то проблеме, не видя никаких путей к её решению... Никаких. Только тупая, навязчивая мысль: «Мне нужен котёл, мне нужен котёл...» Вот он и дошёл до замка, — надо возвращаться, ведь ещё делать уроки. Уже привычно лавируя среди менявших направление лестниц, Джеффри уверенно поднимался наверх, но не пошёл сразу к гостиной, а в задумчивости проходил коридор за коридором, разглядывая портреты, развешенные по стенам. Некоторые из них обращались к Джеффри, кто-то вежливо и участливо, а кто-то не очень, Джеффри здоровался, отвечал, и проходил дальше. Вряд ли они могут ему помочь, они ведь всего лишь картины, пусть даже магические, а ему нужен настоящий, реальный, оловянный котёл, второго размера... Вот гобелен с изображением Варнавы Спятившего, но ему не до разговоров с Джеффри, — на картине несколько огромных троллей яростно дубасили палками злосчастного учителя танцев, пытавшегося научить их балету. Джеффри, кажется, проходил мимо этого гобелена уже третий раз.

Полированная дверь с медной ручкой напротив портрета выглядела непривычно. Джеффри казалось, что её тут раньше не было, но как такое может быть? Куда же она ведёт? Заглянуть разве что? Джеффри потянулся к ручке и нажал. Дверь поддалась.


***
Переговариваясь и стараясь не наступить в лужу, первокурсники двигались за профессором Лонгботтомом. Солнце, выглянувшее из-за облаков после обеда, освещало опушку леса.

— Вот, смотрите! Прекрасный экземпляр! — Лонгботтом нагнулся и любовно поднял что-то с земли. — Это плодовые тела Ксенокандидус аурифетус. Они растут только на помёте глиноклоков, а глиноклоки, как вы знаете, довольно редки... и их помёт, соответственно, тоже. Обратите внимание: по форме они слегка напоминают ухо акнекрыса. Плодовые тела образуются обычно в первую четверть растущей Луны. Настойка Ксенокандидус аурифетус обладает весьма интересным действием: втирая её ежедневно в кожу в течение нескольких дней, вы можете вырастить у себя на плечах дополнительные уши. Размер ушей будет зависеть от того, в каком возрасте собраны грибы, ну, и от вашей индивидуальной восприимчивости к ним.

— Профессор, скажите, а зачем могут понадобиться уши на плечах? — спросила Гленда.
— Ну не знаю, мало ли... — смутился Лонгботтом. — В любом случае, это очень интересный эффект.

Bark at the Moon

Posted on 2018.10.29 at 22:49
Tags: , ,



Previous 10  Next 10