Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Объясняю насчёт вопроса про муравьёв


Целью его было выяснить, насколько городская легенда моего детства является всеобщей. Оказалось – нет, даже для моего поколения. Суть её в следующем.

Согласно моим детским воспоминаниям, всю массу муравьёв, живущих в Москве (а их довольно много видов) мы условно делили на «рыжих» и «чёрных». В качестве рыжих обычно выступала, насколько я теперь понимаю, рыжая мирмика, а в качестве чёрных – чёрный лязиус; эти два вида – наиболее обычные жители наших дворов (поправьте, если я ошибаюсь). Так вот – бытовала легенда, что рыжие муравьи являются «рабовладельцами», они якобы нападают на муравейники чёрных, убивают взрослых, а личинок выращивают и заставляют на себя работать. Такое явление действительно распространено у муравьёв и называется «социальный паразитизм». Правда, именно рыжая мирмика за этими вещами вроде бы не замечена. Впрочем, дело не собственно в особенностях социальной жизни муравьёв, а в нашем к нему отношении. Советское воспитание, помноженное на особенности детской психологии, порождало однозначную позицию – «чёрные муравьи хорошие, а рыжие муравьи плохие». Исповедовать данный образ мыслей означало быть нормальном человеком. В результате – разрушать гнёзда рыжих муравьев и уничтожать их самих считалось нормальным, или, во всяком случае, не осуждалось так строго. А вот причинять вред чёрным – это был почти смертный грех. «Надо еще учесть, что они, кажется, негры, угнетенная нация. К ним надо особенно чутко относиться»*.

Соответственно вопрос «ты за каких муравьёв?» – это был своего рода тест на благонадёжность, на «партийность». Его задавали при знакомстве. Своего рода пароль и отзыв, как «Будь готов – Всегда готов!» И он требовал вполне определённого ответа. Сказать «я за рыжих» было почти всё равно, что сказать «я фашист». Ну, не совсем, потому что всё-таки находились такие, которые говорили так, но такое высказывание имело очень специфическое значение – своего рода нонконформистская бравада.

P.S.: С Новым Годом!


* Л. Лагин, «Старик Хоттабыч».

Джаред Даймонд "Ружья, микробы и сталь"



Прочитал «Ружья, микробы и сталь» Дж. Даймонда. Толстая (700 с.) книга читается легко и содержит много интересного материала. Об истории обществ доколумбовой Америки, Африки и особенно Океании я узнал много нового и действительно интересного. Что же касается теоретических построений автора, то тут я довольно сильно разочарован. Начало было довольно интригующим, но дальше начинается чехарда – автор почти с самого начала формулирует ответ на главный вопрос книги, и в последующем многократно повторяет одно и то же. Я попался на удочку – всё ждал, что автор разовьёт и углубит свой, довольно, в общем-то банальный и примитивный ответ. Но этого не произошло. На протяжении всей книги автор (надо отдать ему должное, с помощью конкретных примеров) проводил одну и ту же мысль, с которой я был в общих чертах уже согласен в начале книги. А именно – при столкновении разных культур преимущество получает та, которая обладает более развитым способом производства (отправной точкой является земледелие и скотоводство). Даймонд показывает (в целом довольно убедительно), что по ряду причин народы Евразии находились изначально в более выгодных условиях, чем жители других континентов. Именно поэтому именно выходцы из Евразии колонизировали другие континенты, а не наоборот. Collapse )

Выскажусь и я про Болотную площадь и иже с ней...


                                                                            

Пусть каждый добросовестный человек сам себя спросит, готов ли он?... И пусть, если он лично доволен собой, пусть скажет, готова ли та среда, которая по положению должна первая ринуться в дело. (А. И. Герцен, «Письма в будущее к старому товарищу, 1869).


      «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».
      Эта цитата из статьи В. И. Ленина хорошо знакома всякому мало-мальски образованному человеку, родившемуся в Советском Союзе.
      Слово «Революция» же, в свою очередь, у всякого советского человека ассоциировалось с картиной Соколова-Скаля «Взятие Зимнего Дворца», сюжет которой мог бы вдохновить Герцена разве что в молодости. Итоги французской революции 1848 года (после которой в результате всенародного голосования (!) к власти пришёл Наполеон III) заставили Герцена сильно пересмотреть свои взгляды.Collapse )

И ещё про Монголию


Заканчиваю постить отчёты о Монголии с этого сезона, в заключение — небольшая обзорная статья.


«В одной части земли находится несколько небольших лесов, другая же часть совершенно безлесная, пищу же себе варят и сидят [для тепла] как император, так вельможи и все другие люди при огне, разведенном из бычачьего и конского навоза. Далее даже и сотая часть вышеназванной земли не плодородна, и она не может даже приносить плода, если не орошается речными водами. Но вод и ручьев там немного, а реки редки, откуда там нет селений, а также и каких-нибудь городов, за исключением одного, который слывет довольно хорошим и называется Каракарон...»

Так писал о Монголии францисканец Джованни дель Плано Карпини, посетивший эту страну в середине XIII века. С тех пор даже в монгольских маловодных реках утекло много воды, изменились границы государств, человечество увеличилось в числе почти в 20 раз, и даже климат немного изменился. Collapse )

http://trv-science.ru/2010/11/09/mongolskaya-doroga/

Дагестан 4


Дибир и хомяк

Жена говорит: «Мне обидно до боли, —
Хомяк обглодал наше скудное поле.
Как стал ты дибиром, прошел целый год,
А что ты имеешь?.. Погиб твой доход!»

Мой волос поднялся под старой папахой,
Но выйти на поле решил я без страха.
Схватился за палку, достал я кинжал,
На случай хозяйство семье завещал.

Сказал я жене: «Жди большого событья,
Хочу с хомяком в поединок вступить я.
Он мне надоел. Отплачу я с лихвой.
«Иль смерть, иль победа!» — мой клич боевой».

Пришел на участок — и стало мне больно.
Едва я взглянул, засвистел я невольно:
Ни зернышка не было, ни колоска —
Все стало добычей врага-хомяка.

Collapse )

...И эти огоньки, и это круженье...

Флэшмоб этого сезона - катание на коньках. Просто-таки, знаете ли, повальное увлечение. Люди покупают себе коньки и идут на каток. Я даже немножко завидую. Сам я... Ну, в общем, вспомнилось мне тут, как у меня в детстве были коньки.
Подарили, значит, мне коньки. На день рождения, кажется. Такие, типа трёхколёсный велосипед, - с двойными полозьями (да-да, одно лезвие бреет чисто и т. д). И лежали они у меня на полке, лежали себе и лежали, - так как учить меня кататься было некому, а сам же я не возьму их и не пойду на них рассекать... Но в один прекрасный день пришли ко мне ребята со двора и говорят: "Пойдём-ка с нами на каток играть в хоккей". "Конечно!" - говорю я и достаю с полки свои новые коньки. В общем, пришли мы на каток, там посмотрели-посмотрели, и сказали: "Да ну его, не будем сегодня играть в хоккей, пойдём-ка лучше по домам". И пошли по домам. А коньки свои я забыл на катке. И больше их никогда не видел.
Вот, в этой нехитрой истории заключается весь мой опыт общения с коньками...


Белоусова-Протопопов. Из коллекции моей бабушки.